Администрация Милютинского района Ростовской области

Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды в муниципальном образовании «Милютинский район» в 2019 году

31

Доклад

о состоянии и развитии конкурентной среды в муниципальном образовании «Милютинский район» в 2019 году

 

Целью настоящего доклада является формирование прозрачной системы работы органов местного самоуправления в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом.

К основными задачам по развитию конкуренции в муниципальном образовании «Милютинский район» относятся:

- создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для устойчивого развития конкуренции в Милютинском районе;

- содействие развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции на территории Милютинского района;

- снижение или устранение правовых, административных, финансовых  барьеров для хозяйствующих субъектов;

- повышение уровня информационной открытости деятельности органов местного самоуправления МО «Милютинский район».

Между Администрацией Милютинского района и министерством экономического развития Ростовской области заключено Соглашение о внедрении Стандарта развития конкуренции на территории Ростовской области.

В       целях внедрения Стандарта развития конкуренции на территории МО «Милютинский район» были разработаны следующие муниципальные нормативные правовые акты:

– постановление Администрации Милютинского района от 04.10.2017 года № 717 «Об утверждении Перечня приоритетных и социально значимых рынков для  содействия  развитию  конкуренции  в  Милютинском  районе и Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Милютинском районе  на 2017 – 2020 годы»;

– постановление Администрации Милютинского района от 04.08.2017 года № 539 «О Совете по развитию конкуренции при главе Администрации Милютинского района».

С целью реализации принципа прозрачности деятельности органов местного самоуправления в области развития конкуренции на территории района, на официальном сайте Администрации Милютинского района создан раздел по освещению деятельности Администрации в части развития конкуренции.

В июле 2019 года был проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг района и удовлетворенность потребителей качеством товаров и услуг и ценовой конкуренцией на рынках муниципального образования. Мониторинг проводился методом анкетирования субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг. Был составлен информационно-аналитический материал.

 

 

 

 

 

Распределение организаций по видам экономической деятельности

(на 01.01.2020 г)

 

№ п/п

Наименование

Количество организаций

единиц

% к итогу

1

Всего

414

100

 

в т.ч.

 

 

1.1

сельское хозяйство

180

43,5

1.2

обрабатывающие производства

5

1,2

1.3

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

5

1,2

1.5

оптовая   и   розничная   торговля,

ремонт  автотранспортных  средств,

мотоциклов,  бытовых  изделий  и

предметов личного пользования

126

30,4

1.7

транспорт и связь

48

11,6

1.9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

16

3,9

1.11

образование

24

5,8

1.12

здравоохранение

3

0,7

1.13

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

7

1,7

 

На 1 января 2020 года в Милютинском районе зарегистрировано 414 субъекта всех видов хозяйственной деятельности.

По итогам 2019 г. на территории муниципального образования «Милютинский район» осуществляли свою деятельность 354 индивидуальных предпринимателя.

Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей в 2019 году осуществляли свою деятельность в сфере розничной торговли и сельского хозяйства.

В       2019 году зарегистрирована 1 вновь созданная организация, индивидуальных предпринимателей зарегистрировано 62. Преобладающей формой собственности регистрируемых хозяйствующих субъектов является частная собственность.

Перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Милютинском районе утвержден постановлением Администрации Милютинского района от 04.10.2017 года № 717 «Об утверждении Перечня приоритетных и социально значимых рынков для  содействия  развитию  конкуренции  в  Милютинском  районе и Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Милютинском районе на 2017 – 2020 годы».

1. Результаты мониторинга состояния и развития конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках МО «Милютинский район»

1.1. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Рынок жилищно-коммунальных услуг охватывает ряд сегментов (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, сбор и вывоз бытовых отходов и т.д.) с различной степенью развития конкурентных отношений.

Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного и доминирующего положения организаций жилищно-коммунального хозяйства путем привлечения на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг.

Результаты мониторинга состояния и развития конкурентной среды на приоритетных социально- значимых рынках показывают, что развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства происходит умеренными темпами.

На территории Милютинского района в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляют свою деятельность 5 предприятий: МУП «Чистая станица», МУПАТП Милютинского района, Морозовский ПУ Каменского МО ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», филиал АО «Донэнерго» Каменские межрайонные электрические сети, ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону».

В целях развития жилищно-коммунального хозяйства на территории Милютинского района разработан комплекс мер («дорожная карта»), которая включает следующие основные мероприятия:

1) информирование собственников помещений в многоквартирных домах через средства массовой информации об обязанностях управляющих организаций, правах и обязанностях собственников жилых помещений в многоквартирных домах;

2) содержание жилищного фонда и др.

1.2. Рынок розничной торговли.

На территории Милютинского района работают три федеральные торговые сети («ПЯТЁРОЧКА», «ПОКУПОЧКА» и «МАГНИТ») и две локальные торговые сети. В настоящее время работают пять ярмарок: постоянно действующая, выходного дня, сезонная.

Общее количество:

- стационарных торговых объектов – 128 ед. (площадь 8 016,81кв. м.);

- нестационарные торговые объекты – 16 ед. (площадь 177 кв.м.).

Статистические данные по объёмам выручки в разрезе субъектов данного сегмента рынка не предоставляются органами статистики. В целом по району розничный товарооборот за 12 месяцев 2019 года составил 963,1 тыс. рублей - это 101,2 % к соответствующему периоду 2018 года в сопоставимых ценах.

Оборот розничной торговли на душу населения по итогам 12 месяцев 2019 года составил 75,7  тыс. руб., (за аналогичный период 2018 года – 69,9 тыс. рублей).

Оборот общественного питания по 2019 года – 19,5 тыс. рублей - это 100,7 % к соответствующему периоду 2018 года в сопоставимых ценах.

В целом рынок розничной торговли характеризуется развитой конкуренцией.

В тоже время на рынке розничной торговли существуют барьеры, затрудняющие предпринимательскую деятельность.

Среди них можно выделить такие барьеры как:

- низкая доступность кредитных ресурсов;

- зависимость от ситуации на валютном рынке страны в целом.

В целях дальнейшего развития конкуренции на рынке розничной торговли, ориентированного на повышение качества предоставления услуг, в Милютинском районе будут реализовываться мероприятия в рамках муниципальной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» и «План мероприятий («дорожную карту») по содействию развитию конкуренции в Милютинском районе  на 2017 – 2020 годы».

Мероприятия «дорожной карты» по содействию развития конкуренции на данном рынке направлены на:

- оказание содействия увеличению количества ярмарок, проводимых на территории Милютинского района;

- проведение мониторинга ценовой ситуации на социально значимые продукты питания в целях недопущения необоснованного роста потребительских цен;

- привлечение предприятий Милютинского района к участию в системе добровольной сертификации «Сделано на Дону»;

- мониторинг достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Милютинского района, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 01.09.2016 № 619.

1.3. Рынок услуг связи.

Связь является перспективной и динамично развивающейся отраслью МО «Милютинский район», обладающей потенциалом долгосрочного экономического роста. Потребность в скоростном доступе к ресурсам мировой сети с каждым годом растет. Одним из наиболее востребованных видов связи у населения региона является услуга фиксированного широкополосного доступа в сеть Интернет.

Крупными операторами, занимающими существенное положение информационно-телекоммуникационных услуг, являются:

- Морозовский почтамт УФПС Ростовской области – филиала ФГУП «Почта России»;

- на рынке междугородной и международной телефонной связи (включая услуги широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»): ОАО «Ростелеком», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон», ОАО «Билайн», ООО «Теле2».

Статистические данные по объёмам выручки в разрезе субъектов данного сегмента рынка не предоставляются органами статистики.

Барьерами, затрудняющими предпринимательскую деятельность, на рынке услуг широкополосного доступа в сеть Интернет являются:

1. Административные барьеры:

- многоэтапная процедура получения разрешительных документов на строительство линейно-кабельных сооружений;

- получение разрешений на использование радиочастот через участие хозяйствующих субъектов в конкурсных процедурах;

-сложная и длительная процедура получения разрешительных документов на строительство линейно-кабельных сооружений

2. Экономические барьеры:

- очень высокие издержки вхождения на рынок;

- высокая стоимость строительства объектов связи и эксплуатации сетей связи и сетей передачи данных;

- сложность в реализации проектов по развитию сетей передачи данных в отдаленных регионах области за счет собственных средств компаний, в виду больших капитальных вложений и низкой экономической эффективности;

- эффект масштаба (положительная экономическая эффективность и снижение затрат на единицу продукции происходит при укрупнении масштаба компании и производстве больших объемов продукции или услуг). В данном случае, эффективность ведения деятельности компанией формирует стоимость абонентской платы на услугу мобильного доступа к сети Интернет для населения.

3. Иные барьеры:

- сложности при согласовании размещения средств связи на объектах гражданского назначения, в том числе на зданиях жилого фонда (длительная процедура получения разрешительных прав, необходимость согласования с собственниками зданий).

В целом рынок предоставления широкополосного доступа к сети Интернет МО «Милютинский район», характеризуется с умеренно развитой конкуренцией.

1.4. Рынок животноводства.

Представлен 14 организациями, в т.ч.:

- общество с ограниченной ответственностью – 2 организации;

- индивидуальный предприниматель (глава крестьянского (фермерского) хозяйства) – 12 субъектов.

Поголовье скота по Милютинскому району в хозяйствах всех категорий  на 1 января 2020 года составило:

•        по КРС – 7299 головы, что на 0,5 % больше, чем на 01 января 2019 г., в том числе поголовье коров достигло 3558 голов, что на 2,1%  больше, чем на 01 января 2019 г.;

•        по свиньям – 5011 головы, что на 13,% меньше,  чем на 01 января 2019 г.;

•        по овцам и козам – 13920 голов, что на 7,4% больше, чем на 01 января 2019 г.

Мероприятия «дорожной карты» по содействию развития конкуренции на данном рынке направлены на:

- информирование и консультирование сельхозпроизводителей Милютинского района  по вопросу получения государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся развитием молочного и мясного скотоводства;

- создание условий для молочного животноводства как отрасли опережающего развития;

- мониторинг наличия племенного молодняка всех видов сельскохозяйственных животных.

Рынок с умеренно развитой конкуренцией.

1.5. Рынок жилищного строительства.

Строительные организации на территории МО «Милютинский район» отсутствуют.

Рынок с недостаточно развитой конкуренцией.

3а 12 месяцев 2019 года введено в эксплуатацию жилых помещений площадью 2,367 тыс. кв.м, при плане 2,103 тыс. кв.м, что составляет 112,6 % от планового показателя.

3а 2019 год выдано 15 разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Факторами, сдерживающими развитие рынка общедоступного и качественного жилья, являются:

- уровень износа инженерной инфраструктуры – более 50%;

- высокая стоимость 1 кв. м жилья (в соотношении с реальными доходами населения);

- высокие процентные ставки по ипотечному кредитованию;

- ограниченный платежеспособный спрос населения.

В целях стимулирования жилищного строительства необходима реализация следующих мероприятий:

- повышение доступности жилья для граждан с уровнем реальных доходов ниже региональных показателей;

- поддержка проектов комплексной застройки территорий в целях жилищного строительства;

- реализация комплекса мер по ликвидации аварийного жилищного фонда;

- обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным и региональным законодательством.

1.6. Рынок промышленного производства.

Представлен 2 организациями: МУП «Редакция газеты «Луч», ООО «Селивановское».

Выпуск пищевой продукции осуществляет ООО «Селивановское», в 2019 году произведено и отгружено хлебобулочных изделий на сумму 25,8 млн. рублей, что на 2,8 % больше, чем в 2018 году. Полиграфическую деятельность в районе осуществляет МУП «Редакция газеты «Луч» - объём работ и услуг в 2019 году составил 4 230 тыс. рублей, что на 4,7 % больше, чем в предыдущем периоде.

Рынок с недостаточно развитой конкуренцией.

Мероприятия «дорожной карты» по содействию развития конкуренции на данном рынке направлены на:

- осуществление мониторинга финансово-экономического состояния проблемных промышленных  предприятий Милютинского района;

- информационное и консультационное сопровождение инвестиционных проектов промышленных предприятий на территории Милютинского района в получении государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.

2. Деятельность органов Администрации Милютинского района по содействию развитию конкуренции в Ростовской области.

2.1  Итоги реализации мероприятий по развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта.

В целях закрепления за органами местного самоуправления функций по развитию конкуренции, постановлением Администрации Милютинского района от 04.10.2017 № 717 отдел социально-экономического прогнозирования Администрации Милютинского района определен  уполномоченным органом, осуществляющим содействие развитию конкуренции в Милютинском районе.

Функциями коллегиального органа, рассматривающего вопросы в сфере содействия развитию конкуренции, наделен Совет по развитию конкуренции при главе Администрации Милютинского района (далее Совет).

В 2019 году проведено 4 заседания Совета по развитию конкуренции при главе Администрации Милютинского района.

 «Дорожная карта» по содействию развития конкуренции в Милютинском районе сформирована и включает в себя:

- мероприятия, направленные на развитие приоритетных и социально значимых рынков в Милютинском районе;

- оптимизацию процедур  муниципальных закупок, а также закупок товаров, работ, услуг хозяйствующими субъектами, доля  муниципального образования «Милютинский район» в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов;

- устранение избыточного муниципального регулирования, снижение административных барьеров, включая оптимизацию предоставления  муниципальных услуг;

- стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных мероприятий, обеспечивающих возможности для поиска, отбора и обучения потенциальных предпринимателей;

- обеспечение равных условий доступа к информации о реализации  муниципального имущества, а также ресурсов всех видов, находящихся в  муниципальной собственности;

- создание институциональной среды, способствующей внедрению инноваций

и увеличению возможности хозяйствующих субъектов по внедрению новых технологических решений;

- создание условий для развития конкуренции на рынке строительства.

2.2 Итоги реализации иных мероприятий (кроме мероприятий Стандарта); региональных «дорожных карт», государственных и муниципальных целевых программ по развитию конкуренции, либо включающих меры по развитию конкуренции.

На территории Милютинского района на протяжении многих лет в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Милютинском районе» муниципальной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее Подпрограмма) оказывается финансовая поддержка субъектам малого бизнеса. В 2019 году в соответствии с подпрограммой двум субъектам предпринимательства были предоставлены субсидия на возмещение части затрат, связанных с организацией собственного дела на общую сумму 200,0 тыс. рублей, а также один субъект малого бизнеса получил субсидию на возмещение части арендных платежей на сумму 100,0 тыс. рублей. Целью Подпрограммы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства и повышение его вклада в социально-экономическое развитие района.

Задачи программы:

- развитие системы финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП);

- совершенствование механизмов использования муниципального имущества

для развития малого и среднего предпринимательства;

- совершенствование информационно - консультационной поддержки субъектов МСП;

- укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого и среднего

предпринимательства.

Мероприятия программы направлены на нормативно-правовое обеспечение субъектов малого предпринимательства и образовательное обеспечение, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, финансовую поддержку малого предпринимательства и др.

2.3. Оценка эффективности реализованных системных мер по развитию конкуренции

В 2019 году в Милютинском районе осуществлялась реализация следующих системных мероприятий, направленных на развитие конкуренции. 

2.3.1. Оптимизация процедур  муниципальных закупок, а также закупок товаров, работ, услуг хозяйствующими субъектами, доля  муниципального образования «Милютинский район» в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов.

Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам участия в муниципальных закупках.

2.3.2 Мероприятия, направленные на устранение избыточного муниципального регулирования, снижение административных барьеров, включая оптимизацию предоставления  муниципальных услуг

Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и  Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предусмотрено внедрение  процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - ОРВ).

В целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Милютинского района  принято постановление Администрации Милютинского района № 131 от 26.05.2015 г. «Об утверждении Порядков проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Милютинского района и экспертизы нормативных правовых актов Милютинского района»

Уполномоченным органом на внедрение ОРВ проектов нормативных правовых Милютинского района  в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности определен отдел социально-экономического прогнозирования Администрации Милютинского района.

2.3.3. Стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных мероприятий, обеспечивающих возможности для поиска, отбора и обучения потенциальных предпринимателей.

В рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Милютинском районе» муниципальной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Администрации Милютинского района 30.09.2013 года № 718, предусмотрена реализация мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, в том числе проведение игровых и тренинговых мероприятий, образовательных курсов, олимпиады по предпринимательству среди старшеклассников в возрасте 14-17 лет; проведение анкетирования молодежи и информационных конференций, в том числе в муниципальных образованиях района, с целью привлечения внимания молодых людей к занятию предпринимательской деятельностью; оказание консультационных услуг молодым предпринимателям; осуществление мониторинга эффективности мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, в том числе ведение реестра участников мероприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства.

2.3.4. Обеспечение равных условий доступа к информации о реализации  муниципального имущества, а также ресурсов всех видов, находящихся в  муниципальной собственности.

На официальном сайте Администрации Милютинского района, а также в районной газете «Луч» размещается информация о проведении торгов в отношении муниципального имущества Милютинского района и об итогах его продажи, прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального образования «Милютинский район» и др.

2.3.5. Создание институциональной среды, способствующей внедрению инноваций и увеличению возможности хозяйствующих субъектов по внедрению новых технологических решений.

Специалистами Администрации Милютинского района осуществляется информирование и консультирование по вопросу получения  субсидий субъектам инновационной деятельности на возмещение части затрат, связанных с производством инновационной продукции.

2.3.6. Создание условий для развития конкуренции на рынке строительства.

Осуществляется постоянный мониторинг текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах строительных специальностей.

3. Выводы и планируемые действия

Основным аспектом в развитии Милютинского района является повышение конкурентоспособности. Неотъемлемой частью данного процесса является создание условий для развития конкуренции на товарных рынках.

В целях повышения конкурентоспособности и развития конкуренции в районе уже несколько лет функционирует муниципальная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Администрации Милютинского района 30.09.2013 года № 718. В соответствии с данной программой оказывается финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства по следующим направлениям:

- субсидирование начинающих предпринимателей на возмещение части затрат

по организации собственного дела;

- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах деятельности в целях возмещения части арендных платежей.

Так в 2019 году три субъекта малого бизнеса района  получили реальную финансовую поддержку в виде субсидирования части затрат на общую сумму 300,0 тыс. рублей.

Основные векторы развития конкуренции в Милютинском районе  обозначены в плане мероприятий («дорожной карте») по содействию развития конкуренции, и включают в себя следующие основные направления:

- содействие увеличению количества ярмарок, проводимых на территории Милютинского района;

- проведение мониторинга ценовой ситуации на социально значимые продукты питания в целях недопущения необоснованного роста потребительских цен;

- привлечение предприятий Милютинского района к участию в системе добровольной сертификации «Сделано на Дону»;

- мониторинг достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Милютинского района, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 01.09.2016 № 619;

- оказание содействия операторам связи при выделении земельных участков под строительство антенно-мачтовых сооружений для размещения оборудования базовых станций сотовой связи и в их подключении к инфраструктуре энергоснабжения;

- содействие развитию сетей сотовой связи в соответствии с действующим законодательством, предотвращение незаконного строительства объектов связи, оптимизация размещения новых антенно-мачтовых сооружений  с учетом имеющейся инфраструктуры всех операторов связи;

 - оказание содействия операторам стационарной электропроводной связи в развитии и модернизации сетей связи в сельских населенных пунктах;

- информирование и консультирование сельхозпроизводителей Милютинского района  по вопросу получения государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся развитием молочного и мясного скотоводства;

- создание условий для молочного животноводства как отрасли опережающего развития;

- мониторинг наличия племенного молодняка всех видов сельскохозяйственных животных;

- осуществление мониторинга ввода жилья в эксплуатацию;

- обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным и региональным законодательством;

- реализация комплекса мер по ликвидации аварийного жилищного фонда;

- осуществление мониторинга финансово-экономического состояния проблемных промышленных  предприятий Милютинского района;

- информационное и консультационное сопровождение инвестиционных проектов промышленных предприятий на территории Милютинского района в получении государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.

На основе результатов выполнения мероприятий «дорожной карты» и итогов мониторинга состояния конкурентной среды будет осуществляться актуализация «дорожной карты».

Данная работа позволит выстроить прозрачную систему действий муниципальных органов власти в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров и услуг и субъектов предпринимательской деятельности.