С 01.01.2020 на этом сайте размещается информация о деятельности Администрации Милютинского района Ростовской области. Прежняя версия официального сайта администрации района c информацией до 01.01.2020 доступна по ссылке old-milutka.donland.ru

Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Администрация Милютинского района Ростовской области

Порядок обжалования НПА

Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых Администрацией Милютинского района

 

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» указано, что каждый гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд, в случае если неправомерными действиями (решениями) государственных органов нарушены были его права и свободы.

 

Нормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) Администрации Милютинского района оспариваемые
в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

В соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) федеральные суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Согласно статье 245 ГПК РФ федеральные суды общей юрисдикции рассматривают дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе:

1. По заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

2. По заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления.

Общие положения производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, регламентированы главой 23 ГПК РФ.

Главой 24 ГПК РФ установлен порядок производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются:

- издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом;

- наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, в соответствии со статьей 251 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта противоречащим закону полностью или в части. Также с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части или полностью в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция;

В соответствии со статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, в районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 ГПК РФ. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправления, принявшего нормативный правовой акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать дополнительно:

- данные о наименовании органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия;

- какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью;

Заявителю необходимо также предоставить копию оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда был опубликован этот акт. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта;

Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, органа местного самоуправления, принявшего оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания. В течение месяца суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта, в Верховном Суде Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. В случае если судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Данное решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления осуществляется в соответствии с главой 25 ГПК РФ.

Согласно статье 254 ГПК РФ: гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган местного самоуправления, к должностному лицу, муниципальному служащему. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. В свою очередь суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

К решениям, действиям (бездействию) органа местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

1) Нарушены права и свободы гражданина;

2) Созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) На гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

Согласно Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:

гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В случае

пропуска трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа местного самоуправления, решения, действия (бездействие) которого оспариваются.

Не является препятствием к рассмотрению заявления неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Статьёй 258 ГПК РФ определено: суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Об исполнении решения суда гражданину должно быть сообщено не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.

 

Оспаривание правовых актов, решений
и действий (бездействия) Администрации Милютинского района
предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации

 

В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе:

1) Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

2) Об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьями 191-192 АПК РФ установлено:

- дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ;

- производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим;

- дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям части 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

В заявлении должны быть указаны:

1.Наименование органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт;

2.Название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

3.Права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4.Название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5.Требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6.Перечень прилагаемых документов;

- к заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

 

Оспаривание ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) Администрации Милютинского района
предусмотренными главой 24 АПК РФ)

 

В соответствии со статьями 197-198 АПК РФ: дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, в случае если подается иск о признании недействительным правового акта органа местного самоуправления, затрагивающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой иск должен подаваться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения соответствующего органа власти.